Академик В.М.Глушков и этапы развития
Международного научно-учебного центра
Ещё в 60-е годы В.М. Глушковым были выдвинуты идеи использования
средств вычислительной техники и компьютерных технологий в образовании.
Это научное направление стало активно развиваться в Институте кибернетики.
Уже в конце 60-х и начале 70-х годов были выполнены оригинальные
работы по созданию специализированного программного обеспечения,
по разработке первых автоматизированных обучающих курсов. В ряде
школ и вузов были осуществлены первые апробации новых компьютерных
технологий обучения (КТО). В.М. Глушков ставил комплексные задачи
: с одной стороны - научно-исследовательская работа, с другой -
практическая деятельность по повышению компьютерной грамотности
населения и в первую очередь ответственных работников государственного
аппарата, руководителей производства. Был выдвинут тезис о второй
грамотности (умении пользоваться компьютером). В конце 70-х годов
В.М. Глушков добился положительного решения о создании в составе
Института кибернетики Научно-учебного центра и строительстве для
этих целей специализированного Учебного корпуса. Одной из главных
задач для такого Учебного центра была определена задача опережающего
(по срокам) обучения специалистов народного хозяйства с целью существенного
ускорения процессов внедрения в практику новых разработок, выполняемых
в Институте кибернетики. Естественно, Учебный центр должен был стать
также и полигоном для апробации и отработки новых компьютерных технологий
обучения. Нестандартными задачами определялась и необычная архитектура
Учебного корпуса (огромные аудитории и большое количество просторных
холлов). Созданием Учебного центра и развитием данного научного
направления активно занимались заместители директора Института кибернетики
В.С. Михалевич, А.А. Стогний и В.И. Гриценко. В Институте был создан
научный отдел, который возглавил А.М. Довгялло.
К сожалению, строительство Учебного корпуса очень затянулось
по срокам и было завершено уже после смерти В.М.Глушкова. Практически
научная и учебная деятельность в этом здании началась в 1987 году.
Первые учебные циклы были посвящены повышению компьютерной грамотности
аспирантов Академии наук Украины. С тех пор уже более 16-ти лет
научной, учебной и международной деятельностью Учебного центра руководит
В.И. Гриценко. Ещё в конце 80-х годов определилась его структура
: научный отдел по развитию КТО и дидактическая лаборатория (А.М.Довгялло),
отдел по техническому обеспечению учебной деятельности (В.Н.Никулин)
и лаборатория по методическому и организационному обеспечению учебного
процесса (В.Я.Валах).
В области научно-исследовательской деятельности в 80-90-е
годы были получены существенные результаты по созданию человеко-машинных
диалоговых систем; разработке автоматизированных обучающих курсов;
развитию компьютерной дидактики; созданию специализированных инструментальных
средств для усовершенствования форм представления знаний; разработке
экспертно-обучающих систем; формированию и развитию концепции гибкого
непрерывного обучения на основе телематики. Важной вехой при этом
стал выход 2-х-томного словаря-справочника "Компьютерная технология
обучения " (изд. "Наукова думка", 1992 г.). Достижения
и конкретные результаты в этой области получили широкое международное
признание, были высоко оценены и поддержаны ЮНЕСКО. В 1993 году
Научно-учебный центр получил международный статус (по линии ЮНЕСКО)
и был определён опорным центром ЮНЕСКО в Украине в области создания
и развития компьютерных и телекоммуникационных технологий в науке
и образовании.
В 1997 году в составе Кибернетического центра был образован
Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем
НАН Украины и Министерства образования Украины (директор - В.И.Гиценко).
Среди основных научных задач, определённых для Международного центра,
были поставлены задачи в области разработки новых информационных
технологий (интеллектуальных, системных, проблемно-ориентированных),
в теории систем, в области медицинской и биологической кибернетики,
новых учебных технологий и практической учебной деятельности. Вышеуказанное
научное направление, связанное с КТО, стало развиваться ещё более
многогранно и комплексно. К его достижениям можно отнести: интеллектуализацию
педагогической деятельности; разработку проблемно-ориентированных
образовательных сред; развитие мультимедийных средств и создание
образовательных порталов; формирование методологических принципов
дистанционного обучения и его технологическое обеспечение; создание
виртуальных учебных лабораторий и др. Неоднократно проводились специализированные
учебные циклы для вузовских педагогов по вопросам проектирования
дистанционных учебных курсов. На базе Международного научно-учебного
центра проведён целый ряд крупных международных научных конференций
и семинаров по данному направлению, а в 2002 году образована кафедра
ЮНЕСКО "Новые информационные технологии в образовании для всех".
Все эти годы активно осуществляется и практическая учебная
деятельность. В области повышения квалификации и переподготовки
кадров одним из главных принципов её организации является принцип
формирования учебных программ под конкретные пожелания заказчиков
обучения с учётом уровня подготовки обучаемых. Для выполнения реальных
учебных договоров разработано более 20-ти новых оригинальных учебных
программ, каждая их которых поддерживается специально подготовленной
учебно-методической литературой. Среди тех, кто обучался в Международном
научно-учебном центре в области новых информационных технологий
можно назвать многочисленные группы Народных депутатов и работников
Секретариата Верховной Рады Украины, ответственных работников Кабинета
Министров Украины, Верховного Суда Украины, ряда министерств и ведомств,
Киевской городской администрации. Один из наиболее сложных и высоких
по своему уровню учебных циклов был успешно проведён для более 10-ти
групп ответственных работников Государственной налоговой администрации
Украины и её региональных отделений. Постоянно осуществляется массовое
обучение граждан, желающих повысить свою компьютерную грамотность,
и старшеклассников. Более 10-ти лет Международный центр сотрудничает
с Киевским городским центром занятости, осуществляя по его заказам
обучение временно не трудоустроенных граждан с целью овладения ими
новыми компьютерными знаниями, имеющими спрос на рынке труда. В
области повышения квалификации продолжительность предлагаемых учебных
программ от 2-х недель до 3-х месяцев. Ежегодно различными формами
обучения в Международном научно-учебном центре охвачено до 800 человек.
При этом, по традиции, для каждой новой учебной группы обязательно
читается вступительная лекция, посвящённая развитию кибернетики
на Украине и деятельности академика В.М.Глушкова.
За эти годы в Международном центре сформировался мощный
коллектив высококвалифицированных учёных и педагогов, способных
подготовить и прочитать уникальные учебные спецкурсы по новейшим
достижениям, проблемам и задачам в области новых интеллектуальных
информационных технологий. Такой научно-педагогический потенциал
позволил поставить и успешно решать задачи подготовки высококвалифицированных
кадров. Так в 1998 году на базе Международного центра при участии
НТУУ "КПИ" была создана Кафедра по подготовке магистров
в области компьютерных наук. На обучение длительностью 2 года, принимаются
лица уже имеющие уровень бакалавра или специалиста по одной из родственных
специальностей. Обязательные учебные курсы здесь сочетаются с оригинальными
новейшими спецкурсами, по своему уровню соответствующими современным
международным стандартам в области образования. Все обучаемые имеют
возможность участвовать в научно-исследовательской работе в научных
отделах Центра, где в завершающей стадии обучения они готовят выпускные
магистерские работы. Ежегодно обучение в магистратуре Международного
центра успешно завершают 15 - 18 человек, из числа которых 5 - 6
человек идут в аспирантуру или остаются заниматься научно-исследовательской
работой. Опыт работы этой учебной кафедры неоднократно отмечался
как пример действенного эффективного сотрудничества Национальной
Академии наук и Министерства образования и науки Украины в деле
подготовки высококвалифицированных молодых кадров, отвечающих современному
уровню требований.
В.Я. Валах
|