Педагогическая деятельность В.М.Глушкова

На службе обществу

Академик В.М.Глушков и этапы развития Международного научно-учебного центра

Ещё в 60-е годы В.М. Глушковым были выдвинуты идеи использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в образовании. Это научное направление стало активно развиваться в Институте кибернетики. Уже в конце 60-х и начале 70-х годов были выполнены оригинальные работы по созданию специализированного программного обеспечения, по разработке первых автоматизированных обучающих курсов. В ряде школ и вузов были осуществлены первые апробации новых компьютерных технологий обучения (КТО). В.М. Глушков ставил комплексные задачи : с одной стороны - научно-исследовательская работа, с другой - практическая деятельность по повышению компьютерной грамотности населения и в первую очередь ответственных работников государственного аппарата, руководителей производства. Был выдвинут тезис о второй грамотности (умении пользоваться компьютером). В конце 70-х годов В.М. Глушков добился положительного решения о создании в составе Института кибернетики Научно-учебного центра и строительстве для этих целей специализированного Учебного корпуса. Одной из главных задач для такого Учебного центра была определена задача опережающего (по срокам) обучения специалистов народного хозяйства с целью существенного ускорения процессов внедрения в практику новых разработок, выполняемых в Институте кибернетики. Естественно, Учебный центр должен был стать также и полигоном для апробации и отработки новых компьютерных технологий обучения. Нестандартными задачами определялась и необычная архитектура Учебного корпуса (огромные аудитории и большое количество просторных холлов). Созданием Учебного центра и развитием данного научного направления активно занимались заместители директора Института кибернетики В.С. Михалевич, А.А. Стогний и В.И. Гриценко. В Институте был создан научный отдел, который возглавил А.М. Довгялло.

К сожалению, строительство Учебного корпуса очень затянулось по срокам и было завершено уже после смерти В.М.Глушкова. Практически научная и учебная деятельность в этом здании началась в 1987 году. Первые учебные циклы были посвящены повышению компьютерной грамотности аспирантов Академии наук Украины. С тех пор уже более 16-ти лет научной, учебной и международной деятельностью Учебного центра руководит В.И. Гриценко. Ещё в конце 80-х годов определилась его структура : научный отдел по развитию КТО и дидактическая лаборатория (А.М.Довгялло), отдел по техническому обеспечению учебной деятельности (В.Н.Никулин) и лаборатория по методическому и организационному обеспечению учебного процесса (В.Я.Валах).

В области научно-исследовательской деятельности в 80-90-е годы были получены существенные результаты по созданию человеко-машинных диалоговых систем; разработке автоматизированных обучающих курсов; развитию компьютерной дидактики; созданию специализированных инструментальных средств для усовершенствования форм представления знаний; разработке экспертно-обучающих систем; формированию и развитию концепции гибкого непрерывного обучения на основе телематики. Важной вехой при этом стал выход 2-х-томного словаря-справочника "Компьютерная технология обучения " (изд. "Наукова думка", 1992 г.). Достижения и конкретные результаты в этой области получили широкое международное признание, были высоко оценены и поддержаны ЮНЕСКО. В 1993 году Научно-учебный центр получил международный статус (по линии ЮНЕСКО) и был определён опорным центром ЮНЕСКО в Украине в области создания и развития компьютерных и телекоммуникационных технологий в науке и образовании.

В 1997 году в составе Кибернетического центра был образован Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем НАН Украины и Министерства образования Украины (директор - В.И.Гиценко). Среди основных научных задач, определённых для Международного центра, были поставлены задачи в области разработки новых информационных технологий (интеллектуальных, системных, проблемно-ориентированных), в теории систем, в области медицинской и биологической кибернетики, новых учебных технологий и практической учебной деятельности. Вышеуказанное научное направление, связанное с КТО, стало развиваться ещё более многогранно и комплексно. К его достижениям можно отнести: интеллектуализацию педагогической деятельности; разработку проблемно-ориентированных образовательных сред; развитие мультимедийных средств и создание образовательных порталов; формирование методологических принципов дистанционного обучения и его технологическое обеспечение; создание виртуальных учебных лабораторий и др. Неоднократно проводились специализированные учебные циклы для вузовских педагогов по вопросам проектирования дистанционных учебных курсов. На базе Международного научно-учебного центра проведён целый ряд крупных международных научных конференций и семинаров по данному направлению, а в 2002 году образована кафедра ЮНЕСКО "Новые информационные технологии в образовании для всех".

Все эти годы активно осуществляется и практическая учебная деятельность. В области повышения квалификации и переподготовки кадров одним из главных принципов её организации является принцип формирования учебных программ под конкретные пожелания заказчиков обучения с учётом уровня подготовки обучаемых. Для выполнения реальных учебных договоров разработано более 20-ти новых оригинальных учебных программ, каждая их которых поддерживается специально подготовленной учебно-методической литературой. Среди тех, кто обучался в Международном научно-учебном центре в области новых информационных технологий можно назвать многочисленные группы Народных депутатов и работников Секретариата Верховной Рады Украины, ответственных работников Кабинета Министров Украины, Верховного Суда Украины, ряда министерств и ведомств, Киевской городской администрации. Один из наиболее сложных и высоких по своему уровню учебных циклов был успешно проведён для более 10-ти групп ответственных работников Государственной налоговой администрации Украины и её региональных отделений. Постоянно осуществляется массовое обучение граждан, желающих повысить свою компьютерную грамотность, и старшеклассников. Более 10-ти лет Международный центр сотрудничает с Киевским городским центром занятости, осуществляя по его заказам обучение временно не трудоустроенных граждан с целью овладения ими новыми компьютерными знаниями, имеющими спрос на рынке труда. В области повышения квалификации продолжительность предлагаемых учебных программ от 2-х недель до 3-х месяцев. Ежегодно различными формами обучения в Международном научно-учебном центре охвачено до 800 человек. При этом, по традиции, для каждой новой учебной группы обязательно читается вступительная лекция, посвящённая развитию кибернетики на Украине и деятельности академика В.М.Глушкова.

За эти годы в Международном центре сформировался мощный коллектив высококвалифицированных учёных и педагогов, способных подготовить и прочитать уникальные учебные спецкурсы по новейшим достижениям, проблемам и задачам в области новых интеллектуальных информационных технологий. Такой научно-педагогический потенциал позволил поставить и успешно решать задачи подготовки высококвалифицированных кадров. Так в 1998 году на базе Международного центра при участии НТУУ "КПИ" была создана Кафедра по подготовке магистров в области компьютерных наук. На обучение длительностью 2 года, принимаются лица уже имеющие уровень бакалавра или специалиста по одной из родственных специальностей. Обязательные учебные курсы здесь сочетаются с оригинальными новейшими спецкурсами, по своему уровню соответствующими современным международным стандартам в области образования. Все обучаемые имеют возможность участвовать в научно-исследовательской работе в научных отделах Центра, где в завершающей стадии обучения они готовят выпускные магистерские работы. Ежегодно обучение в магистратуре Международного центра успешно завершают 15 - 18 человек, из числа которых 5 - 6 человек идут в аспирантуру или остаются заниматься научно-исследовательской работой. Опыт работы этой учебной кафедры неоднократно отмечался как пример действенного эффективного сотрудничества Национальной Академии наук и Министерства образования и науки Украины в деле подготовки высококвалифицированных молодых кадров, отвечающих современному уровню требований.

В.Я. Валах

 

 

 

 

 

HTD © 2003