Пионерские цифровые управляющие системы
Началась кропотливая, как правило, круглосуточная работа
на местах установки УМШН. В Днепродзержинске собрался неплохой коллектив
во главе с инженером М.А.Трубициным. Немного позднее был принят
на работу Виталий Петрович Боюн, имевший практические навыки отладки
радиоаппаратуры, полученные в армии.
Продолжали работу К.С.Гаргер и его группа, а также,
с нашей стороны, А.И. Никитин, готовившие измерительные приборы
и алгоритм управления повалкой конвертора.
На Николаевском судостроительном заводе большую работу
проводили В.И. Скурихин и его группа (В.Г Тюпа, Ю.И.Опрыско и др.).
Продолжала мучиться над алгоритмом раскладки Г.Я. Машбиц, машину
отлаживал Ю.Л.Соколовский с помощниками. Дирекция завода, в отличие
от предприятия в Днепродзержинске, всеми силами старалась поддержать
работу, активно подключала своих сотрудников к переходу от вычерчивания
деталей корпуса судна на плазе к расчету контуров деталей на ЭВМ
с выдачей перфоленты для станка с программным управлением "Авангард".
На Славянском содовом заводе совместно с технологами
НИОХИМ работал мой аспирант В.И.Грубое.
Учитывая, что к этому времени отдел взял на себя еще
ряд работ, сил наших явно не хватало. Нередко дела шли по пословице:
"нос вытащил, хвост увяз" и т.д.
Из новых интересных работ следует упомянуть создаваемую
в Подлипках (ныне город Королев) под Москвой, в организации, где
работал С.П. Королев, систему автоматизации процессов измерения
при продувке изделий в аэродинамических трубах. Аналогичная работа
развертывалась в ЦАГИ, но без нашего участия. Руководитель ее А.Д.Смирнов
рассчитывал создать систему силами своего отдела, от нас требовалась
лишь поставка УМШН.
Позднее, когда машина пошла в серию, предложения о проведении
совместных работ посыпались, как из рога изобилия. Однако нам приходилось
ограничиваться советами, консультациями. Кроме того, я организовал
семинар по управляющим машинам и системам, который вскоре приобрел
значение всесоюзного, пользовался очень большой популярностью -
на него съезжались представители десятков городов, сотен организаций.
Как результат работы семинара появился журнал "Управляющие
системы и машины".
Наступил черед нового - последнего испытания УМШН, непосредственно
на местах пользования. Приемку проводила та же Государственная комиссия
под председательством академика Дородницына. Он предложил ознакомиться
и испытать две системы - в Днепродзержинске и Николаеве. Подробностей
поездок и испытаний не помню. Они прошли весьма успешно. Запомнилось
одно важное обстоятельство. При встрече комиссии с директором на
металлургическом заводе в Днепродзержинске директор не проявил абсолютно
никакого интереса к сдаваемой системе. Ему было совершенно неинтересно
слушать слова Дородницына о возможности развития работ по использованию
управляющих машин на заводе. Он зевал, ежился, всем видом давая
понять, что все это заводу абсолютно ни к чему и он едва терпит
навязчивого академика.
В Николаеве все было наоборот. Главный инженер предприятия
Иванов не оставлял комиссию ни на минуту. С гордостью показывал,
что сделано и какую большую пользу принесло заводу использование
ЭВМ. Четко обрисовал перспективу, которая буквально завораживала.
Помню, тогда мне подумалось: вот почему работы в Днепродзержинске
развертывались с таким трудом, а в Николаеве шли, как по маслу.
И впоследствии это очень сказывалось. В Николаеве вскоре был создан
мощный ВЦ Министерства судостроения, который стал обеспечивать судостроительные
заводы отрасли, расположенные на Украине. В Днепродзержинске в целом
ряде цехов (доменный, прокатный и др.) ставились ЭВМ, создавались
системы, но развертывались они медленно и работали плохо.
В бессемеровском цехе УМШН работала несколько лет. Были
усовершенствованы датчики, алгоритмы, но неупорядоченность и запущенность
технологического процесса не позволили получить должного эффекта.
В дальнейшем, по моим сведениям, цех был кардинально реконструирован.
Положительной стороной работы было то, что мы, разработчики вычислительной
техники, почувствовали - для цеховых условий нужны очень надежные
машины. Следует отметить и то, что на заводе появились специалисты
по обслуживанию вычислительной техники, что способствовало развитию
работ по ее применению в других цехах завода.
О развертывании работ на судостроительном заводе в Николаеве
я уже писал. Большая заслуга в этом принадлежит В.И.Скурихину и
Ю.И.Опрыско. Последний стал жителем Николаева, возглавил организованный
там ВЦ Министерства судостроения.
На Славянском содовом заводе дела шли с переменным успехом.
В итоге НИОХИМ перевел УМШН в режим цифрового регулятора. Мой аспирант
Грубое, приехав из Славянска, сказал мне:
- Ходил по заводу и оглядывался, как бы кто камнем в спину не запустил
(он был участником работ с НИОХИМ). Карбоколонна теперь управляется
машиной, аппаратчикам нечего делать, остались без работы, вот и
злятся.
В Подлипках система автоматизации испытаний в аэродинамической трубе
была создана достаточно быстро и работала эффективно. Через два
или три года она была существенно модернизирована. От нас участвовали
В.Египко, А.Мизернюк и др., от Подлипок - Л.Прошлецов и др.
Дела с серийным выпуском УМШН после приемки ее Госкомиссией
пошли на поправку. Директор завода Котляревский принял все меры
к тому, чтобы технология изготовления улучшилась. Цех заработал
в полную силу. Потребители брали машины нарасхват. Выступая на городском
партийном активе, который вела секретарь КПУ(б) О.И. Иващенко, Глушков
красочно рассказал о том, что может дать вычислительная техника
промышленности, и посетовал, что УМШН выпускаются малым количеством.
Это было услышано. В период совнархозов решать хозяйственные вопросы
республике было легче. Котляревскому было дано задание построить
завод вычислительной управляющей техники (ВУМ). Беспрецедентная
энергия этого человека сделала свое дело: за короткий срок (3 года)
завод был построен и стал выпускать Днепры. Так "окрестила"
Ольга Ильинична нашу УМШН".
Так в Украине появился первенец компьютерностроительной
промышленности.
|