О В.М. Глушкове

Воспоминания о В.М.Глушкове

В.М. Глушкова, жена В.М.Глушкова

В.М.Глушкова и В.М.Глушков

…Часто мне задавали один и тот же вопрос: "Легко ли быть женой В.М.Глушкова? Не давит ли он своим мощным интеллектом, эрудицией, сильным характером?" Я всегда отвечала: "Нет, нет, нет!" Я не встречала в жизни более тонкого, внутренне деликатного, чуткого и легко ранимого человека. Именно таким был В.М.Глушков.

Я с ним познакомилась ещё в институте. Мы учились на одном факультете, но в разных группах.

Меня ошеломила первая встреча с ним. Его ум, колоссальный запас информации, знаний, во всех областях, каких бы мы не касались, заставили почувствовать себя какой-то беспомощной, уязвимой, хотя вёл он себя так естественно, просто, доступно, но с небольшой частицей юмора, не выпячивая себя.

Познакомившись поближе, я убедилась, что для достижения такой эрудиции, помимо одарённости, а она была у него налицо, ещё требовалась большая работоспособность. Он её вырабатывал с детских лет, как и формировал свой творческий ум. Во многом этим он был обязан своему отцу, человеку умному и по природе прекрасному педагогу.

С дошкольного возраста он научился ценить время, составляя сложные расписания, для своих занятий, и твёрдо следуя им.

Он особенно запомнился мне студентом, одетым в пальто с длинными карманами. А в них строго отобранные книги - "библиотека на ходу". Он должен был за строго определённое время прочесть их и сменить на другие. Занимался всюду: в транспорте, в театре, в кино, когда из-за разрыва плёнки при демонстрации включался свет, в гостях, во время, свободное от занятий. Занимался самозабвенно, с настроением. Мы, студенты, слушали его выступления на семинарах, на студенческих конференциях, смотрели на него как на "уникум", чувствуя, что его знания намного превосходят не только наши, но и преподавателей, которые просто боялись его.

Свердловский период жизни был, хотя и плодотворным для Виктора, но не лёгким, так как мы оба оказались во время войны на оккупированной территории, что вызывало большие осложнения в нашей жизни. И как всегда навстречу приходили люди умные, отзывчивые, добрые. Так и хочется сказать: "Пусть не иссякает доброта человеческая. Как она нам нужна и сейчас!"

Живя в "гостинке", работая за столом, собранным из ящиков, найденных на улице, он не чувствовал себя униженным. Его оптимизм, вера в своё будущее только заставляли его уважать ещё больше.

Шло время. Виктор Михайлович становился крупным учёным. Переехав в Киев, он резко изменил свою научную направленность и, с точки зрения семьи, это был период самых больших его перегрузок, закончившийся больницей.

Он работал по 18-20 часов в сутки. Задерживался на работе, забывал прийти поесть. Когда приходил домой, сразу садился за письменный стол и продолжал работать до глубокой ночи, а иногда до рассвета. К советам не переутомляться не прислушивался, на предостережения об опасности таких перегрузок не реагировал. Почему так происходило, было понятно. Он в короткий срок должен был изучить всё, что касалось того нового направления в его научной деятельности. Кроме того, если раньше он отвечал только за самого себя, то теперь за коллектив. Возникало много организационных вопросов, всё новое пробивало ростки с трудностями.

Выйдя из больницы, он несколько отрегулировал свой режим работы, но особой передышки себе не давал. В первой половине дня работал в институте как директор, во второй - в президиуме АН УССР как вице-президент, а вечером при любом своём состоянии работал как учёный. На его письменном столе под стеклом лежала запись: "Сегодня первый день твоей оставшейся жизни. Не теряй время даром".

Мне вспоминается, как он ещё в студенческие годы делал мне предложение стать его женой. Волновался, рассказал о своих сокровенных мечтах и сказал, что самым большим дефицитом в его жизни будет время. И, действительно, 24 часа в сутки ему не хватало. Постоянно повторял, что не успевает сделать намеченное.

С таким же уважением он относился ко времени других. Как часто мы ставили в неловкое положение приглашавших нас хозяев дома, когда приходили в точно назначенное время и были, конечно, первыми. Другие гости приходили с большим разбросом во времени. Попадая в любую компанию, он всегда становился её душой. Любил петь, особенно певучие украинские песни, и всегда знал все слова песен, чем выручал всех нас. Особенно любил песни "Дивлюсь я на небо …", "Два кольори", "Ми підем, де трави похилі …", "Реве та стогне Дніпр широкий" и другие.

Он знал наизусть колоссальное количество стихотворений. Поэзию любил и мог в течение многих часов подряд декламировать. А искрящийся юмор делал его особенно привлекательным.

Единственное, чему он не научился в жизни - это танцевать. И всегда почему-то смущался и оправдывался. Физическая же зарядка была одним из важных пунктов его режима дня.

Несмотря на занятость, находил время читать художественную литературу, слушать классическую музыку, особенно любил Бетховена, Чайковского, Рахманинова. Виктор как бы заряжался ею, пополняя свою энергию. Он также считал, что без знания художественной литературы он не смог бы сделать в науке всего того, что сделал, особенно в математике. Художественная литература учит человека мечтать, зарождает в нём фантазию, так необходимую математику.

Прожив с ним более 30 лет, я ни разу не видела его скучающим, бездельничающим. Природная любознательность, масштабная эрудиция давали ему возможность видеть мир богаче, шире, ярче и легко переключаться на различные интересующие его области. А широта интересов просто поражала.

Виктор был добр по натуре и не мог быть счастливым в одиночку. Если он видел что-то интересное, прочитал, узнал, он обязательно спешил поделиться этим.

Он считал семью своим надёжным тылом, где можно расслабиться, где тебя понимают с полуслова, полвзгляда и разделяют твои мысли. Семья наша росла. У нас уже было две дочери: Оля и Вера. Витя их любил, особенно когда они стали подрастать и становиться интересными личностями. Как жаль, что он не имел времени заняться их воспитанием! Но советы и требования поступали часто и порой даже расстраивали меня, т.к. казались суровыми. "Нельзя баловать детей!" - не уставал повторять он, "Ведь им придётся жить без нас. Пусть скорее столкнутся с жизнью, набьют себе шишки, научатся преодолевать трудности. Для них это не будет опасным, т.к. всегда смогут найти поддержку с нашей стороны, но помощь им должна быть разумной".

Часто я слышала: "Не лишай детей радости! Человек всегда должен иметь цель, мечту, к которой должен стремиться, преодолевая трудности, а достигнув её, будет испытывать настоящую радость. Жаль только, что часто наши предложения опережают даже их спрос. Если дети всё имеют и всё им доступно, то это вызывает леность ума, развивает слабохарактерность".

Он всегда возражал против принуждения в занятиях, в учёбе, считая, что это наносит вред детям: "Надо их заинтересовать, тогда не нужен строгий контроль над их учёбой. Они сделают больше, чем от них требуют, научатся работать".

Дети потеряли отца, когда только закончили учёбу, но благодаря тем качествам, о которых так заботился отец, они смогли самоутвердиться в жизни и очень благодарны ему за правильно выбранное направление в их воспитании.

Виктор Михайлович хотел, чтобы и отдых детей был разумным, интересным, а не развращающим их. Был рад, когда Оля увлеклась туризмом, интересовался её маршрутами. В молодости мы много путешествовали, исходили Кавказ вдоль и поперёк.

Самым любимым и единственным отдыхом для него была рыбалка на Днепре, т.к. в санаториях он уже на второй день доставал блокнот, ручку и приступал к работе.

На Днепр всегда ехала мужская компания, ловили рыбу, пищу готовили на костре, спали в палатках. В команду входили ученики, молодые учёные, те, кто поверил и пошёл с ним в новую область науки. Все они стали потом выдающимися учёными. Капитаном всегда был В.П.Деркач. Среди рыбаков были Т.П.Марьянович, В.А.Тарасов, а также В.С.Михалевич, А.А.Стогний, Г.М.Добров и многие другие. Жёны приезжали только в гости. Сколько шуток, юмора, рыбацких рассказов, анекдотов, забавных историй можно было услышать здесь! Песни от их лагеря далеко неслись на просторы Днепра.

Нельзя не остановиться ещё на одном качестве Виктора Михайловича - его огромном чувстве ответственности за судьбу людей, которые пошли за ним как за учёным, а также за судьбу своей семьи. Как учёный, он считал своим долгом помочь стране всем, чем на данный момент располагает его любимая наука кибернетика. Он знал, в каком плачевном состоянии находилась экономика, и страстно хотел найти пути для её подъёма. Но стена безразличия, непонимания, нежелания даже вникнуть в суть его предложений очень мешали и расстраивали его.

Он уже был болен. Благодаря характеру, огромной силе воли он справлялся и продолжал работать, преодолевая слабость, головную боль, мучительный кашель, скачущее давление. Но болезнь брала верх. Раньше всех других он понял, что обречён, но не сдавался.

И даже после двух клинических смертей, с трубкой в трахее для искусственного дыхания, находясь в реанимации, он думал не о себе, а об институте, о стране, о той науке, которой посвятил себя целиком, о нас, безвременно теряющих мужа и отца.

В 58 лет закончилась его жизнь, очень яркая, интересная, но и нелёгкая.

Отношение Виктора Михавйловича Глушкова к искусству

Искусство: художественная литература музыка, живопись, театр - это часть духовной культуры человечества, являются художественно-образными формами воспроизведения действительности. Они приобщают, к накопленному человечеством эмоционального и интеллектуального опыта, вековой мудрости и устремленности к идеалам. Именно таким было отношение В.М. Глушкова к искусству, в котором ему нравились те произведения и работы, в которых чувствовались сила жизни, страсти и характера создателя.

Литература

Он любил поэзию, художественную литературу, считая, что она учит человека жить, любить, мечтать и развивает фантазию, так необходимую ученому.

Лучшие писатели всегда были мыслителями и их можно назвать разведчиками будущего. Они задумывались над смыслом жизни, над судьбами людей, указывали на жизненные пути.

В художественной литературе его привлекали и эпоха Возрождения, людей которых история назвала титанами по силе духа, характера, многосторонности интересов, учености. Он с удовольствием перечитывал "Божественную комедию" Данте. Еще с детства полюбил фантастику и прочитал романы Жюль-Верна, Уэлса, а также произведения Джека Лондона, Марк-твена. Симпатизировал героям Сервантеса Дон Кихоту Ломанчскому и его другу Санчо с их неправдоподобными, но очень человечными подвигами. Трагедии и комедии Шекспира до сих пор волнуют и потрясают воображение человека. В. Глушков знал наизусть монологи Гамлета, с сочувствием относился к шекспировским героям, воплощающим светлые, гумманистические идеи в ту жестокую эпоху, как Ромео и Джульети, Отелло, Король Лир и др.

Одним из самых любимых произведений Западной литературы у Глушкова было произведение Гёте "Фауст", которое он знал наизусть и на русском и на языке оригинала. Глушкова привлекала в нем и романтика познания, и схожесть жизни тех позиций и целей.

"Конечный вывод мудрости Земной:
Лишь тот достоин Жизни и Свободы
Кто день за днем идет за них на бой".

Привлекает Глушкова и сам Фауст, фигура бурная, мятущаяся личность. Он ищет истину жизни, счастья не для себя, а для всего человечества. И готов бороться за свои убеждения до конца. И хотя только в глубоком возрасте он доживает до такого момента, когда может воскликнуть: "Мгновенье, прекрасно ты, продлись постой!". Он удовлетворен сделанным, так как увидел свой народ свободным и счастливым.

Как много подобного хотел бы сделать и Глушков. С каким замечательным настроением перечитывались Глушковым романтические произведения Гоголя: "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", а также обличительное произведение: "Ревизор", "Мертвые души" с их потрясающими героями, имена которых стали нарицательными именами в литературе. Самым большим уважением пользовались у Глушкова произведения Достоевского, Толстова, Чехова, которые были настольными книгами у него, хотя с выводами Достоевского, что только религиозными, христианскими идеями можно помочь человеку был не согласен.

Чехов был гениальным юмористом, ненавидел подлость, обывательское равнодушие.

Андрей Болконский, Пьер Безухов из романа Л. Толстого "Война и мир" всегда вызывали уважение своей честностью, правдивостью, любовью к родине. Они ищут правду и справедливость и подлинное человеческое счастье. Патриотический дух народа в войне 1812 г. с Наполеоном. Никого не оставляет равнодушным.

В. Глушков с интересом читал романы Теодора Драйзера: "Финансист", "Титан", "Стоик" - история предприимчивого бизнесмена Франка Каупервуда, который пройдя через все препятствия в погоне за наживой, за сверхприбылью оказывается в конце концов одиноким человеком и приходит к выводу, что счастье человека не только в богатстве.

Глушков очень увлекался поэзией. Будучи студентом, он выигрывал пари на десятичасовое чтение наизусть стихотворений, среди которых были много стихотворений Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Маяковского, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, Цветаевой, а также Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, Щипачева и др. Любовь к поэзии Т.Г. Шевченко привила Глушкову его родная бабушка Е.П. Глушкова-Панченко. Она родилась и выросла в украинском селе, у нее был чудесный голос, и она знала очень много народных украинских песен, любила их петь и научила и привила любовь к ним внуку. Здесь и песни Маруси Чурай, и казацкие песни, в которых были воспеты подвиги, отвага, мужество полководцев и воинов-героев, как Богдан Хмельницкий, Иван Голота, Иван Богун, а также Иван Гонта, Сирко, Морозко, Дорошенко и др. Она приручила внука знать не только мотив песен, но и слова, в которых звучит сама жизнь народа, его своболюбие, его борьба за волю и свободу Украины. Никто так поэтично не воспел "казацкую славу" как Т.Г. Шевченко.

Тарас Григорович Шевченко - великий Кобзарь, духовный светоч украинской нации. Он превратил украинскую литературу в мощную общественную силу, выражающую революционный протест угнетенного народа.

В.М. Глушков считал, что для каждого человека есть на Земле что-то самое святое, дорогое и его очень трогало именно жалкое отношение к матери - берегине в Укратнской литературе, а также к Наталке Полтавке, как к яркому типу украинского национального характера женщины, в которой гармонично сочетается внешняя и внутренняя красота.

К образу матери обращался каждый писатель, но как Шевченко Т.Г. не сумел никто. Он глубоко расрыл образ матери, жены, человека в поэмах "Катерина" и "Наймычка", увековечив имя матери, дарующей не только жизнь, но и свою душу и одновременно с молоком матери передается любовь к Родине, к своей Земле, к людям. И так актуальна для сегодняшнего дня основная заповедь Т. Шевченко потомкам в его наставлении "и мертвым и живым": "учитель, читайте, и чужому научайтесь и своего не цурайтесь". Т.Г. Шевченко призывал с уважением посмотреть на историю родного народа и на жизнь самого народа. Моральность гибнет там, где забывают про интересы Украины, родного народа.

Он верил в будущность Украины, хотел видеть ее образованной, развитой, изучающей достижения световой науки, культуры, но иметь и свою мудрость. Он верил, что мир, радость, згода, придут до всех, в каждую семью и Украина предстанет вольной, независимой, равной среди других стран.

В.М. Глушков неоднократно перечитывал "Енеиду" и "Тени забытых предков" Котляревского, знал много стихотворений наизусть Леси Украинки, Сосюры, Малышка и других современных авторов. И всегда любил и сам исполнял украинские песни и народные и современные.

Музыка

Музыка в жизни Глушкова занимала важное место. Она помогала снимать стрессовое состояние, помогала лучше, полнее познавать многообразие окружающего мира, приобщала к глубоким мыслям, высоким идеалам.
Глушкова привлекала разная музыка в зависимости от настроения, переживаний, происходящих событий, но любил, как и все в искусстве: яркое, страстное, эмоциональное, выражающее интеллект и мысли композитора. Ему нравилась музыка Людвига Ван Бетховина, его полет мыслей и героика, страстность и энергия, а также его музыка передает любовь, восторг и всю боль на свете.

Был неравнодушен к музыке Вольфгана Амадея Моцарта. Его Реквием, симфонии, сонаты, серенады поражают обилием образов, мысли, многообразием и благородством чувств, изяществом форм.

Трогает и оставляет неравнодушным Глушкова и опера "Борис Годунов" Мусоргского и шестая симфония Чайковского и второй концерт Рахманинова и многое многое другое.

Живопись

Живопись также мощно воздействует на чувства и мысли человека, заставляет переживать действительность изображенную художником. Она служит действительным средством общественного воспитания, многие произведения живописи обладают документальной информационной ценностью.

Недаром Чернышевский назвал живопись учебником жизни, красочным богатством мира. Глушков как и многие другие восхищался живописью и живописцами эпохи Возрождения.

В живописи Глушкова привлекали и
1). Гениальные работы Леонардо да Винча его "Тайная вечеря" и "Мона Лиза"
2). Роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме и его фреска "Страшный суд" там же
3). Фреска "Афинская школа" и роспись "Станг" в залах Ватиканского дворца и так же "Сикстинская мадонна", идущих по облакам навстречу своей странной судьбе зная, что для счастья людей должен отдать на смерть своего единственного сына.

Виктор Михайлович с интересом посещал музей импрессионистов и в Париже где мог любоваться картинами Клода Монэ Ренуара, Слелея, а также Ван-гогом, Поль Гогеном.

Яркость красок, броскость, выразительность форм. Всегда посещал домик Родена, его скульптуры "Мыслитель". Какая-то сосредоточенность, предельная напряженность каждого мускула в теле, острота внутреннего сосредоточения в этой скульптуре, а также скульптуры "Вечная весна", "Поцелуй". Глушков уважал и представителей абстрактного искусства, таких как, Дали, Пикассо - говорил - здесь и фантазия и стихийные чувства, эмоции.

К русскому искусству было особое уважительное отношение и к передвижникам с их острой национальной направленностью и к другим выдающимся произведениям искусства…

На этом оборвалась жизнь Валентины Михайловны Глушковой. Она умерла 21 мая 2003 года.

В семье у Виктора Михайловича две дочери: Оля и Вера. Старшая Ольга Викторовна замужем за Владимиром Анатольевичем Китовым. Живут и работают в Москве. У них растет сын Виктор, студент Московского государственного университета. Ольга - кандидат физ.- мат. наук, старший научный сотрудник. Младшая - Вера Викторовна, тоже кандидат физ.-мат. наук, старший научный сотрудник, работает в Институте кибернетики, воспитывает дочь Викторию, студентка Киевского института культуры (телевидение). Жена - Валентина Михайловна Глушкова, жила в Киеве, верный спутник В.М. Глушкова все его годы.

Наверх

 

HTD © 2003