В.М. Глушков. Дискуссия

В.М. Глушков. На семинаре

В.М. Глушков. Лекция

В.М. Глушков рассказывает об АСУ предприятия

 

 

Педагогическая деятельность

На службе обществу

Кафедра теоретической кибернетики КГУ
Из воспоминаний В.Н. Редько

Международный научно-учебный центр
Кафедра МФТИ

Из воспоминаний В.М.Глушкова

... В подготовке кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) ключевым пунктом всегда оставалась подготовка докторов, потому что, не решив этой проблемы, институт не мог решить и другой проблемы — собрать достаточное количество людей, которые могли бы руководить аспирантами и составить ядро будущих ученых советов по защитам диссертаций.

Через 10 лет в институте было 60 докторов наук и около полутысячи кандидатов наук. Много докторов наук было подготовлено для вузов и других организаций.

По подготовке кадров Институт кибернетики тогда был уникальным даже по сравнению с организациями И.В.Курчатова и С.П.Королева, хотя у них было больше возможностей: они платили более высокие зарплаты; быстро добывали вакансии членов-корреспондентов и академиков; кроме того, им не требовались специалисты принципиально новых направлений. А когда, например, специалист в области электрических машин, электропривода или радиотехники становился специалистом в области системотехники и вычислительной техники, то тут требовался поворот на сто восемьдесят градусов, и это гораздо сложнее.

В первый период я сам занимался подбором кадров кандидатов наук и выше, и у нас практически осечек не было. Все потом прижились и стали известными учеными. Впоследствии были приглашены несколько докторов со стороны, в частности, Б. Б. Тимофеев, Г. Е. Пухов.

Когда я принимал людей для работы в институте, то обращал внимание не столько на близость специальности, сколько на энтузиазм и на способности, в том числе на способность работать в коллективе, потому что это чрезвычайно важно — одиночки, хотя они тоже нужны, не могут составить основу научного коллектива.

Тематика выбиралась таким образом, чтобы возможно больше отвечать интересам подобранных людей. Это позволило сократить период их вхождения в новую область до минимума и открывало возможности защиты докторских диссертаций. Таково было наше кредо, поэтому институт очень быстро решил проблему становления кадров высшей квалификации.

Неудивительно, что в 1969 г., когда Институту кибернетики присуждали орден Ленина, то в формулировке Указа было сказано «...и за подготовку кадров».

Проводилась работа и со школьниками. Институт взял шефство над школами, где в старших классах стали преподавать программирование, устраивали всевозможные конкурсы и олимпиады в нашем институте, помогли в организации Малой академии наук в Крыму, где школьники летом слушали лекции лучших наших, московских и новосибирских специалистов. Организовали школу-интернат в Феофании, позднее она была передана Киевскому университету им. Тараса Шевченко.

Ученые института читали лекции (сначала я, а затем и остальные) в Доме научно-технической пропаганды для переподготовки инженерно-технических работников Киева. Циклы лекций по теории автоматов, теории алгоритмов были изданы отдельными монографиями. Благодаря этому в Киеве появилась большая армия инженеров, владевших формальными методами проектирования ЭВМ.

Были разработаны учебные программы для вузов, естественно, аспирантские программы, поскольку не было еще таких специальностей.

И наконец, не было забыто и среднее звено, которое многие упускают — техники-операторы ЭВМ. Удалось ввести эту специальность в один из киевских техникумов. На Украине была создана хорошая база для подготовки кадров разработчиков ЭВМ и кибернетических систем различного назначения ...

Прекрасно понимая роль специалистов в научно-техническом прогрессе, В.М.Глушков отдает много времени преподавательской работе и подготовке кадров всех уровней, начиная со средней школы и кончая курсами повышения квалификации и докторантурой. Виктор Михайлович принимал активное участие в организации физико-математических школ на Украине. Он — инициатор создания факультета кибернетики в Киевском Государственном университете. Тут В. М. Глушков заведует кафедрой теоретической кибернетики, является научным руководителем семинара по теоретической кибернетике, под его руководством разработаны учебные программы факультета. Виктор Михайлович заведует также базовой кафедрой теоретической кибернетики и методов оптимального управления Московского физико-технического института при Институте кибернетики АН УССР. Он способствовал подготовке на базе Института кибернетики АН УССР выпускников МФТИ с кибернетической специализацией. Лекции, которые В. М. Глушков читает на протяжении 20 лет, всегда привлекают слушателей богатством фактического материала, новизной рассматриваемых проблем и их оригинальным решением. Вот далеко не полный перечень курсов В. М. Глушкова: теория автоматов, гомологическая алгебра, теория и методы проектирования ЭВМ, теоретические проблемы кибернетики, теория автоматов и проблемы построения искусственного интеллекта, системный анализ и макромодели экономики, современные проблемы кибернетики и др.

Кроме чтения лекций, В. М. Глушков использует и другие формы обучения специалистов. Это, в частности, производственное обучение студентов, которое состоит в активном привлечении старшекурсников к проведению научных исследований в Институте кибернетики АН УССР. Большое внимание уделяет В. М. Глушков изданию различных математических пособий и материалов, необходимых для подготовки высококвалифицированных кадров.

Монографические труды В. М. Глушкова были фактически первыми в нашей стране учебными пособиями по основам кибернетики, теории самонастраивающихся систем, систем обработки данных, теории и практики построения АСУ и др.

Большое значение имеет деятельность В. М. Глушкова, направленная на улучшение процесса обучения, в частности использование и усовершенствование средств программированного обучения.
Под руководством В. М. Глушкова свыше 60 человек защитили кандидатские и докторские диссертации. Многие его ученики стали известными специалистами в области теоретической и прикладной кибернетики.

Большое внимание уделяет В. М. Глушков чтению лекций на различных курсах по повышению квалификации. Он заведует кафедрой автоматизированных систем управления в Институте управления народным хозяйством, основным заданием которого является повышение квалификации руководящих работников.

По приглашению иностранных коллег Виктор Михайлович читал лекции в университетах Нью-Йорка, Токио, Лондона, Мехико, Киото, Берлина и др.

В. М. Глушков сочетал в себе черты исследователя и организатора научных исследований. Как организатора науки его прежде всего характеризует стремление к быстрейшему и максимально полному использованию результатов научных исследований в народном хозяйстве. Одновременно В. М. Глушков всячески пропагандировал и поощрял перспективные исследования, которые могут способствовать прогрессу науки в будущем. Единство дальних и близких целей - вот принцип В. М. Глушкова в организации научных исследований.

 

 

 

HTD © 2003